Джеймс Бодро, «Мастердиск представляет: Quorum»

Masterdisk делает мастеринг не только для коллективов с ведущих лейблов, хотя последнее является важной частью нашего дела. Годы идут, и мы видим, что независимая клиентура постоянно растёт, достигнув той точки, когда независимые музыканты составляют большую часть нашей работы. Музыкальная индустрия, несмотря на все свои ужасы-кошмары, довольно занятна.

Эта мысль развилась в такую идею: почему бы нам не начать писать об отдельных независимых исполнителях, которые проходят через нашу студию? Ежедневно мы слушаем множество отличной музыки: попадается и странная, и глубокая, и красивая, тяжёлая, глянцевая, грубая, всех не перечислишь. Итак, мы сейчас опробуем эту идею выделив недавний проект, проходивший по нашей инди-программе. Это российская нео-проговая группа Quorum, и их альбом «Клубкино путешествие», который был отмастерингован Грэмом Голдменом.

Грэм — один из самых наших молодых и перспективных инженеров. Недавно он работал над некоторым количеством успешных альбомов для лейбла Relapse, записанных такими группами как Tombs, Rabbits, Broughton’s Rules, и Kill the Client. Когда Грэм не занят (что случается всё реже и реже), он иногда берёт клиента, проходящего по нашей инди-программе. В данном случае было так: Quorum связались с нами через сайт и запросили бесплатный пример мастеринга. У Грэма было окно в расписании, и он взял это задание на себя.

Мы предположили, что проект Quorum был бы небезынтересен для обсуждения благодаря своим необычным качествам. Во-первых, группа хотела, чтобы альбом обладал широким динамическим диапазоном вне зависимости от того, будет он громким или нет. Во-вторых, альбом фактически является одним длинным произведением, позже разбитым на отдельные дорожки. В-третьих, это концептуальный альбом, по сути — одно длинное повествование, которое в лучших традициях прога использует повторение тем и другие привнесённые из классической музыки приёмы. Наконец, группа из России, а у нас не так уж часто бывают клиенты оттуда (а хотелось бы больше!). Интересно послушать, что там играют.

Я проинтервьюировал Грэма и члена группы, Дмитрия Штатнова. Начнём с Грэма Голдмена.

MD: Много ли ты сам слушаешь прогрессив-рока?

GG: Я слушаю много всякого-разного, так что не сказал бы, что этот проект мне так уж неблизок.

MD: Quorum проходил по Инди-программе?

GG: Я делал для них образец. Но они звучали так, словно были уверены в том, что сюда обратятся ещё до того, как я этот семпл обработал. Кстати, на альбоме мы решили его не использовать, и я сделал другую версию.

MD: Почему же ты не использовал эту же дорожку?

GG: Обычно, когда мы делаем образцы, мы на самом деле пытаемся поймать слух клиента и дать ему то, что он хочет. Мы знаем по опыту, что большинство команд хотят быть громкими и более тяжёлыми, чем я в действительности делаю во время реальной работы над проектом. Вообще говоря, гораздо более тяжёлыми.

MD: Но им понравилось.

GG: Они посчитали, что в целом по звуку вышло неплохо.

MD: Ты упоминал, что команда хотела получить очень динамичный звук.

GG: Основной сложностью было сохранить запись комфортной для слушателя: когда уже не требуется постоянно крутить ручку громкости, но ещё ощущается широкий динамический диапазон. Они не были обеспокоены тем, насколько громкой будет их запись в сравнении с другими.

MD: Несколько необычно, не так ли?

GG: Да. Действительно необычно. Я обнаружил, что в большинстве случаев, даже если люди говорят, что для них не важна громкость, на самом деле они хотят именно громкого звука. Знаешь, посылаешь им негромкую запись, и они требуют громче. И приходится гадать, что это за музыка, и немного быть экстрасенсом, дабы понять, какой же уровень громкости понравится заказчику. Обычно можно что-то понять по характеру звучания микса.

MD: Так как ты нашёл золотую середину?

GG: Я не делал сильную компрессию. Некоторое умеренное количество присутствует, но лишь для того, чтобы немного удерживать громкие части и сделать небольшое усиление совсем тихих частей. Это была очень тонкая работа — не пережать громкие части и не оставить мягкие части совсем мягкими.

MD: Много времени это заняло?

GG: Да, времени я потратил много. Он (Дмитрий) уже самостоятельно подготовил последовательность треков дома и выслал мне mp3, чтобы показать точно, что ему нужно (в плане переходов). Я был весьма воодушевлён, когда начал работать над альбомом. Действительно, хотелось всё сделать идеально. Под конец не было ощутимых пересмотров, только пара мелочей. Единственная вещь, с которой пришлось повозиться — это положение некоторых кроссфейдов.

MD: Является ли для тебя, как инженера мастеринга, плюсом такие детализированные инструкции?

GG: Если у артиста есть специфические задачи, то конечно, очень хорошо будет, если он их опишет максимально подробно.

Интервью с Дмитрием Штатновым из Quorum

MD: Как вы пришли к решению выбрать Masterdisk для мастеринга?

DS: Когда пришло время мастеринга, наш звукорежиссёр связался со знакомым в местной студии [Речь идёт о Субботине], а тот решил нас перенаправить в Masterdisk. Когда я увидел в портфолио альбомы Genesis и Rush, я понял, что мы пришли по адресу.

MD: Какие особенности мастеринга были для вас самыми важными?

DS: Нам важно было сохранить живую динамику. Множество современных альбомов, включая наши любимые, делаются всё более и более приближенными к белому шуму из-за войны громкости. Тяжело слушать более часа сильно скомпрессированного рока или метала. На мой взгляд, так вообще можно получить головную или зубную боль. Наш альбом содержит непрерывное повествование, и нам хотелось бы быть уверенными в том, что слушателю будет достаточно комфортно прослушать альбом от начала до самого конца. Конечно, также обязательно соответствие индустриальным стандартам: расширение стереополя, нормализация и выравнивание спектра.

MD: Мог бы ты назвать альбомы, которые послужили образцом звука для вашей записи?

DS: В самом начале процесса сведения мы были под влиянием некоторых классических альбомов середины-конца 70-х: Trick of the Tail, может быть, кое-какие мысли из ELP, Led Zeppelin, Rush, но в любом случае, финальный микс был далёк от этого.

MD: Каковы ваши планы в отношении альбома теперь, когда мастеринг закончен?

DS: Мы планируем издать альбом на CD, но также планируем организовать закачки. В конце концов, в течение пары недель даже самые неизвестные альбомы попадают в торрент-треккеры, после чего автоматически появляются в виде платных (Вот парадокс!) рингтонов на псевдо-легальных сайтах с помощью каких-нибудь php-скриптов. Делая CD, мы преследуем цель оставить материальное доказательство своего существования. Ну и конечно, предложить коллекционерам что-нибудь новенькое для их полок.

MD: Какие ваши дальнейшие планы?

DS: Мы думаем записать кое-какие старые песни. Большинство будет на двух языках. Далее сделать не концептуальный, но более мрачный и навороченный альбом. А затем постараемся написать оперу или иную крупную форму. Нет, серьёзно — мы всё именно так и запланировали!

Оригинал